Разбор детского буллинга на примере фильма «Чучело»

Бойкот, насмешки и презрение. Разбор детского буллинга на примере фильма «Чучело»

Бойкот, насмешки и презрение. Разбор детского буллинга на примере фильма «Чучело»
Просмотров 1172
Опубликовано 12.04.2023
Рейтинг 1.0
Конфликтов в детском коллективе не стоит бояться или избегать. Тревогу стоит бить, когда одного или нескольких детей начинает преследовать другой ребёнок или группа сверстников.

Яркой иллюстрацией такого явления стал фильм «Чучело» 1983 года. Разберём его вместе с психологами МЧС России. Он впервые привлёк внимание социума к этой проблеме в классных коллективах.

Школьному буллингу долгое время не придавали значения.

В фильме мы видим, как несерьёзно относятся к нему взрослые:

– Дети же, балуются.

– Меня тоже в школе дразнили и ничего.

И агрессоры, и наблюдатели получают карт-бланш своему поведению от взрослых, а жертва убеждается в том, что виновата во всём сама. Именно это Лена много раз говорила дедушке в рассказе о поведении одноклассников.

При этом участвующие в травле дети не осознают последствий своих действий и не придают серьёзного значения происходящему.

«Это у нас игра такая. У неё рот до ушей!» – сказала маленькая девочка в красной курточке парикмахеру, когда та заметила неладное в «играх». Эта девочка выступает символом движущей силы буллинга. Она не пользуется популярностью в классе. Возможно, раньше подтрунивали и над ней. Девочка явно ориентирована на принятие учителем и лидерами класса, поэтому её поведение гибкое и зависит от ситуации.

В отдельных сценах мы видим, как эта героиня плачет из-за жестокости одноклассников по отношению к Лене. Но уже в следующем кадре она радостно гонится за Бессольцевой в надежде примкнуть к всеобщему наказанию предателя и получить поощрение группы.

Насмешки над Леной начинаются именно со слов этой маленькой девочки. «Ты чья такая?» – спрашивает ученица после того, как заметила общий настрой класса по отношению к неуклюже ввалившейся в класс новенькой. Девочка хоть и становится в большей степени наблюдателем в ситуации буллинга, но неосознанно поддерживает травлю вместе с другими.

Говоря о зачинщиках, мы видим, что каждый из них по ходу фильма упоминает о проблемах в семье:

- отец выпивает и забирает все деньги;

- родители развелись и живут в разных городах;

- мать постоянно сглаживает и замалчивает конфликты;

- старший брат задирает младшего.

У этих ребят нет власти над погодой в доме. Ситуация Лены даёт им возможность выразить накопившиеся негативные чувства.
В итоге мы понимаем, что жертва не виновата. Буллинг – болезнь коллектива. В этом классе уже были другие изгои, и они появятся после Лены, если с ребятами не будут работать взрослые.

Из сюжета можно сделать вывод, что учитель не авторитетный лидер, а сам класс недружный. Разобщённая группа детей без правильного лидера в итоге сплачивается против общего врага.

Ситуацию буллинга ни в коем случае нельзя пускать на самотёк, наставлять в отдельности агрессоров или жертв. Работы требует весь классный коллектив, особенно наблюдатели буллинга.

1172
0

Комментарии -

Написать

Задумываетесь об обращении к психологу?

Заполните анкету и мы подберем лучшего специалиста под ваш запрос

Подобрать психолога

Подпишитесь на нашу рассылку