Яркой иллюстрацией такого явления стал фильм «Чучело» 1983 года. Разберём его вместе с психологами МЧС России. Он впервые привлёк внимание социума к этой проблеме в классных коллективах.
Школьному буллингу долгое время не придавали значения.
– Дети же, балуются.
– Меня тоже в школе дразнили и ничего.
При этом участвующие в травле дети не осознают последствий своих действий и не придают серьёзного значения происходящему.
В отдельных сценах мы видим, как эта героиня плачет из-за жестокости одноклассников по отношению к Лене. Но уже в следующем кадре она радостно гонится за Бессольцевой в надежде примкнуть к всеобщему наказанию предателя и получить поощрение группы.
Насмешки над Леной начинаются именно со слов этой маленькой девочки. «Ты чья такая?» – спрашивает ученица после того, как заметила общий настрой класса по отношению к неуклюже ввалившейся в класс новенькой. Девочка хоть и становится в большей степени наблюдателем в ситуации буллинга, но неосознанно поддерживает травлю вместе с другими.
Говоря о зачинщиках, мы видим, что каждый из них по ходу фильма упоминает о проблемах в семье:
- родители развелись и живут в разных городах;
- мать постоянно сглаживает и замалчивает конфликты;
- старший брат задирает младшего.
Из сюжета можно сделать вывод, что учитель не авторитетный лидер, а сам класс недружный. Разобщённая группа детей без правильного лидера в итоге сплачивается против общего врага.
Ситуацию буллинга ни в коем случае нельзя пускать на самотёк, наставлять в отдельности агрессоров или жертв. Работы требует весь классный коллектив, особенно наблюдатели буллинга.
Комментарии -